Питомник "Воронежские Богатыри" является одним из самых известных питомников в России и других странах мира по разведению лучших представителей породы кавказская овчарка.

Кавказские овчарки Азербайджана часть 2

Кавказские овчарки охраняющие стада овец являются частью культуры народов азербайджана, так как кавказская овчарка считалась в Азербайджане, где традиционно занимались овцеводством, одним из самых нужных помошников человека.


Столетиями существуют в Азербайджане народные традиции в селекции кавказских овчарок и правилах проведения боев. Бои устраивались во время традиционных народных праздников. В боях участвовали только кавказкие овчарки. Именно в боях определяют лучшую из лучших собак, особенно если это отарные, собаки. В таких соревновательных боях выявляются сильные духом собаки с хорошим физическими данными. И тогда легче вести племенное дело.
Была своя система определения лучшей собаки. Чтобы стать чемпионом среди волкодавов, собака должна выигрывать весь сезон. Абсалютный чемпион определялся один раз в год, при закрытии сезона боев на праздник Новруз. Легенды о чемпионах передавались от поколения к поколению. Выдающиеся собаки переходили в разряд духовных ценностей и не продавались ни за какие деньги.

Кавказская овчарка также широко отражена во многих произведениях азербайджанских писателей и художников.
Ассоциацией любителей кавказской овчарки Азербайджана были предприняты ряд экспедиций в различные районы Азербайджана, с целью изучения имеющегося поголовья собак, методов селекции используемых чабанами,рацион питания собак при отаре, запись интересных эпизодов связанных с охранной отар от хищников. Эти традиции вызывают у нас особенный интерес, так как они являются результатом тысячилетнего опыта людей в эволюции методов оптимизации рабочих качеств собак, безошибочного выявления лучших щенков кавказской овчарки и т.д.
Этим самым было положено начало описания и систематизации поголовья кавказких овчарок на территории Азербайджана в настоящее время, с охватом предгорных и степных сел. В связи с переходами скотоводов на зимние пастбища, территория мониторинга была ограничена селами Ахсуинского, Шамахинского и Исмаилинскими районами. Было описано 20 приотарных собак в возрасте от 1,5 до 6-ти лет.

Описанные собаки были рыже-золотистыми, светло-серыми и чисто белыми, но в основном приобладал пятнистый окрас. Среди собак, промежуточный вид шерсти имело 8-м, остальные были короткошерстные. Кобели в холке достигали -70-72 см, суки 60-65 см. Встречались и очень крупные кобели, в холке выше 75 см. Голова у собак в основном массивная и широкая в черепной части. Ближе к степным селам сабаки более длинноногие, головы менее массивны, морды слегка удлинненные, задние конечности хорошо развиты, зубы крупные с ножницеобразным прикусом.

Изученные кавказские овчарки стойкие, преданны, выносливы, схватку с сородичами не вступают. При встрече отар принадлежащих пастухам из других селений, ограничиваются предупреждениями с дального расстояния. Пять из изучаемых собак многократно вступали бой с волками. Волки в этих местах не крупные, но очень агрессивные. Помимо волков, в местных горах много шакалов, которые в зимнее время пытаются нападать на отары охраняемые собаками, среди которых нет волкодавов.

Со слов местных жителей, после схватки с хищниками они сразу режут овцу и с целью профилактики от возможной инфекции кормят собаку курдюком барана. По мнению чабанов в кожном покрове волков и других хищников при схватке собаками образуется специфический запах, который отталкивает волкодава. А поедая курдюк овцы, волкодав забывает об этом запахе. По мнению же биологов, липиды в жире овцы способны нейтролизовать ядовитые для организма вещества и быстро восстанавливают потерянную силу.

Кавказских овчарок при отаре традиционно кормят кукурузно-ячменными лепешками своченных в воде от производства овечьего сыра. Самых лучшим щенкам кавказской овчарки в рацион добавляют козье молоко до шести месяцев. Пищу животного происхождения собаки добывают себе сами. Довольно часто собаки ловят и едят змей, ящериц, иногда ловят птиц и зайцев.

На зимних пастбищах овечьи отары подвергаются нападению волков-одиночек(ялгузаг). Характерная особенность таких волков, нападение на отару вне зависимости от времени суток. Попытки нападения могут происходить как днем так и ночью.Кроми волков-ялгузагов, много шакалов, рыси и лис. В связи с проводимой природоохраной работой и ограничению охоты, число различных хищников в Азербайджане сильно увеличилось. В холодные снежные зимы они в большх количествах собираются у ферм и овечьих кошар. Особенно увеличилось количество степной рыси, некоторые экземпляры которой необычно крупные для этого подвида.

В такие годы сторожевые качества приотарных кавказских овчарок трудно переоценить. В большинстве случаев надежда чабанов при охране, только на них. Порой происходят настоящие сражения чабанов вооруженных ружьями и собак с волками.

Независимо от количество собак при отаре, схема охраны всегда остается одинаковой, визуальное обнаружение "врага" обязанность молодых кобелей, далее идут суки если у них нет щенят, а старшие кобеля-волкодавы забираясь на самое высокое и удобное для обзора место ждут до последнего, точно «вычисляя» среди нескольких отвлекающих маневров со стороны волков, место реального нападения.

Защита отар от волков в Азербайджане актуальна и в наши дни. Ниже помещена статья от 13 марта 2006 из новостной ленты Азербайджана :
Село Нариманкенд Биласуварского района подверглось нападению сотен голодных волков.
В Биласуварском районе продолжаются нападения голодных волков на районные села.

Об этом АПА сообщили жители села Нариманкенд Биласуварского района Азербайджана.
Голодные волки нападают на фермы, где содержится мелкорогатый скот, тем самым нанося подсобным хозяйствам серьезный ущерб.

В ночь на воскресенье волки проникли во двор жителя села Нариманкед Кямала Байрамова и загрызли 10 овец. По словам чабана, нападения волков на села и фермы, где содержится скот, стали уже привычными.
По мнению сельчан, причина такого положения в том, что и в этом году сезон охоты закрыт и охотники не выходят на охоту: «Люди боятся выходить на посевные. Волки никого не боятся и бродят стаями. В любую минуту они могут напасть и на людей.
И хотя об этом Исполнительная власть района была поставлена в известность, они отказываются принимать меры. А сельчане продолжают нести потери».
Следует отметить, что несколько дней назад волки напали и уничтожили значительное количество овец, принадлежащих жителям села Нариманкенд Саррафу Мамедову, Фарруху Сарвиеву и Вели Гасымову.
Еще один интерсный случай рассказал нам старый чабан Рза-киши, который произошел в Шемахинском районе Азербайджана в январе 2006 года. Во время сильной метели, из кошары в панике вырвался козел и побежал, увлекая за собой отару к глубокому оврагу. Прибежавшие к оврагу чабаны увидели следующую картину. Аборигенная кавказская овчарка по кличке Гарабаша стояла у края оврага, преграждая путь отаре, а у ее ног лежал задушенный козел. Чабаны неперестают удивлятся врожденным аналитическим способностям кавказской овчарки, способным оценивать сложившуюся ситуацию и просчитывать свои дальнейшие действия.
В середине января 2006 года члены ассоциации любителей кавказской овчарки азербайджана предприняли научно-исследовательскую экспедицию в Гобустан.

Гобустан - гористый участок на юго-востоке Большого Кавказского хребта, расположенный в 60 км от Баку, является территорией на которой обитал древний человек. «Гобу» по-азербайджански балка. Отсюда и название Гобустана - край балок и оврагов. Когда-то море доходило до подножья этих невысоких гор, но со временем оно отступило, оставив свои характерные отметины.

В горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства прошлого азербайджанского народа эпохи каменного века и последующих периодов - наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Обнаружено более 6 тыс. древних рисунков. Наиболее значительными из них являются наскальные изображения - петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Эти первобытные памятники искусства отображают культуру, хозяйство, мировоззрение, обычаи и традиции древних азербайджанцев.
Наскальные изображения Гобустана занимают значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях мира. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Перинеев и Африки.
У нас появилась идея изучить рисунки и попытаться найти упоминания о собаках, которые, как известно, были одними из первых прирученных древним человеком животных. Эти предположения оправдались полностью. Нам с помощью сотрудников архиологического музея удалось изучить и сфотографировать несколько наскальных рисунков, где изображены сцены охоты человека с собаками.
На этом наскальном рисунке который дотируется эпохой «энолита»(3 тыс.лет до нашей эры «медно-каменный век») изображена сцена охоты на кабана.
При внимательном осмотре рисунка видно что собака догоняющая кабана догообразная, с мощным , крупным костяком и длинными конечностями.
По свидетельству научных работников заповедника до 1963 года рядом с собакой был нарисован человек. Под воздействием коррозии рисунок постепенно размылся.

Исследования рисунка свидетельствуют, что еще 3 тыс. лет до нашей эры на территории Азербайджана собаки помогали человеку охотиться.

На другом наскальном рисунке изображена сцена охоты всадника с собаками на кабана. Этот рисунок датируем средними веками. У одной собаки на шее колючий ошейник.( Точно такой же формы колючий ошейник, для защиты горла своих собак от волков, используют чабаны в Азербайджане и в настоящее время.) Мы думаем, что этих собак использовали не только для охоты, но и для борьбы с волками при охране отар.

Яндекс.Метрика

Заказать звонок



Ошибка!

Пожалуйста поставьте галочку
в поле "Я не робот".





Спасибо!

Заявка принята, мы свяжемся с Вами
в ближайшее времяы.





Ошибка!

Пожалуйста, заполните все поля